Название: Поведенческая терапия (Behavior Therapy, BT)
Происхождение: США, 1920–50-е гг.
Основатели: Джон Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Джозеф Вольпе
Теоретическая база: классическое и оперантное обусловливание, теория научения
Краткая суть: Фокус на наблюдаемом поведении и его изменении через обучение, подкрепление, гашение и экспозицию. Не включает работу с когнициями или эмоциями (в классическом варианте).
Тип валидности | Оценка | Комментарий |
---|---|---|
Внутренняя | 93% | Подтверждена при фобиях и ОКР |
Внешняя | 85% | Варьируется по культурам, требует адаптаций |
Операциональная | 96% | Чёткие и измеримые процедуры |
Конструктная | 88% | Поддержка теории обусловливания |
Психометрическая | 89% | Поведенческие метрики, не всегда шкалы |
Этическая | 90% | Допустима при соблюдении процедур |
Культурная | 81% | Требует локализации норм подкрепления |
Предсказательная | 84% | Поведенческие изменения нестабильны без закрепления |
Регуляторная | 100% | Одобрена NICE, APA |
Временная | 87% | Ограничена при социокультурных сдвигах |
Контекстная | 86% | Работает при поддержке структур |
📌 Интегральная валидность: 89.2%
📌 Научная доказательность: A1
Регуляции: Одобрена в NICE, APA
Этический баланс: Прозрачность и добровольность
Критические зоны: Риск манипулятивных техник при директивном подходе
Период | Этап | Новые валидности |
---|---|---|
1920–1950 | Классический бихевиоризм | Эмпирическая фокусировка |
1960–1980 | Клиническая поведенческая терапия | Операционализация |
1980–2000 | Интеграция в CBT | Снижение самостоятельной роли |
2000–2020 | Нейроповеденческий поворот | Нейроразвитие |
2020–2024 | Возрождение в ABA и педагогике | Рост валидности у детей |